nickmix01 (nickmix01) wrote,
nickmix01
nickmix01

Categories:

Ши Лан 16

1 сентября 2012 года авианосец "Ши Лан" получил бортовой номер "16", нанесенный на борт корабля. Двухзначный бортовой номер подтверждает официальную классификацию бывшего "Варяга" как опытового и учебного корабля. Как корабль по завершении программы испытаний будет приписан к Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным кораблем.
23 сентября поднят флаг. Эпопея с постройкой закончена. "Варяг" ушел в историю, теперь это только "Ши Лан"

Встретил статью в "Место встречи Монреаль". На мой взягляд - достойна внимания.


«Мистраль» vs. «Ши Лан» и «Хьюга»
Первый корабль должен быть передан России в 2014-м, второй в 2015 г.
Сумма сделки около 1,2 млрд. евро, при этом часть работ (около 40%) выполнит российская "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). Стоимость самих вертолетоносцев составляет 980 млн., остальные затраты предполагают адаптацию технической документации, передачу лицензии на технологии и, возможно, опцион еще на 2 корабля, строящихся уже в России. Именно вопрос технологий строительства корабля и передачи технологической документации на БИУС (боевая информационно-управляющая система) SENIT-9 вызывал главные разногласия в сделке.
Универсальный десантный вертолетоносец-док класса "Мистраль" имеет полное водоизмещение в 21,3 тыс. т., максимальную скорость 19 узлов, способен нести 450 человек десанта и десантные средства: 16 тяжелых вертолетов, суда на воздушной подушке и мотоботы. Сделка обеспечит тысячу рабочих мест на верфях в Сен-Назере в течение 4 лет. В Елисейском дворце отметили, что президент Франции "много вложил в этот проект", чего нельзя отрицать. Многие считают сделку платой России за роль Саркози во время нападения на Грузию. Поскольку далеко не очевидна нужда российского ВМФ в таких кораблях, как «Мистраль», они плохо вписываются в российскую военно-морскую доктрину и реалии, поэтому их приобретение вызвало бурю возмущения в среде специалистов и неспециалистов.
Последних волновал вопрос принципиальный — неужели Россия уже не способна строить современные крупные надводные корабли? Как же тогда расценивать не раз озвученное на самом высоком уровне, на уровне Главкомов ВМФ (и даже выше), намерение построить несколько больших авианосцев? Кораблей куда более солидных, дорогих и сложных, чем тихоходный и слабо вооруженный «Мистраль», предназначенный главным образом для представительских миссий и наведения порядка в бывших заморских колониях, где не предвидится серьезного противодействия.
В процессе дискуссий печальный факт подтвердился — в России негде и практически уже некому строить корабли такого класса! Даже такие небольшие и несложные, в сущности, как «Мистрали». А ведь сделка с Францией предусматривает в будущем (пока неясном) постройку еще двух универсальных вертолетоносцев уже в России. Зачем? Ведь эпоха советского присутствия в Анголе и Сомали, Вьетнаме и Эфиопии давно в прошлом. И где?
Ответ пришел удивительно вовремя, также 17 июня: стало известно, что ОСК подписала соглашение с корейской корпорацией STX о создании совместного предприятия для строительства новой судостроительной верфи в Кронштадте, на острове Котлин. Стоимость проекта оценивается в $720 млн., из которых уже в этом году планируется освоить $100 млн. инвестиций. Корпорации в течение месяца создадут СП «Новоадмиралтейские верфи», 25% в котором получит корейская компания. Срок строительства верфи 40 месяцев, там, как утверждается, и появятся на свет вертолетоносцы российской постройки из французских комплектующих. К этому времени как раз закончится строительство второго «Мистраля» в Сен-Назере и можно будет браться за отечественные систершипы. Конечно, закрадывается подозрение в том, что уже не только корабли, но и верфи Россия не в силах строить самостоятельно, но не будем углубляться в эту тему, будем считать данный пример международной кооперацией…
Второй важный вопрос (он волнует не столько россиян, сколько их соседей) — это место базирования «Мистралей». Понятно, что их присутствие в Черном и Балтийском морях вызовет массу протестов и обоснованных опасений у стран, знающих на собственном опыте, что означает соседство с Россией. Хотя адмиралам очень хочется иметь хотя бы один такой комфортабельный корабль на юге, для круизов в Средиземноморье, чего они особо и не скрывают. На Северном флоте «Мистралям» также явно нечего делать. Морские нефтяные платформы от стран Запада защищать? Но без помощи Запада никаких платформ там не будет, да и зачем ему нападать на платформы, если от русских нефти и газа все более зависит европейская экономика? Атомная энергетика сейчас не в чести. Поэтому остается только Тихоокеанский флот. Тем более, что там Курилы, предмет споров с Японией.
Оставив за скобками способность УДК оборонять далекие острова (есть мнение, что для такой задачи более пригодны корабли иных классов), заметим, что смысл в таком базировании как будто имеется. Ведь этой весной Япония ввела в строй «Исэ», второй свой вертолетоносец класса «Хьюга», похожий на слегка уменьшенный, но гораздо более быстроходный (30 узлов) «Мистраль». А в дальнейших планах японцев строительство ещё двух УДК по улучшенному проекту (водоизмещение 19500 т., 14 вертолётов, 4000 десантников и 50 грузовиков). Получше «Мистраля» будут! К тому же Япония давно удерживает второе место в мире после США по ассигнованиям на военные расходы. Что-то они там замышляют. Им надо что-то противопоставить!
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что не отвоевание Курил в ближайших планах Японии, а противостояние китайскому подводному флоту — «Хьюга» в первую очередь является противолодочным кораблем. И российским флотоводцам стоило бы внять японским опасениям, стоило бы покупать не десантно-круизные теплоходы, а серьезные боевые корабли.
Ибо подводный флот Китая быстро растет и уже включает ракетоносец Тип-092 «Ся» с 12 баллистическими ракетами, 4 многоцелевых АПЛ Тип-091 «Хань», 4 новейших многоцелевых АПЛ Тип-093 «Шань» и 4 новых же ракетоносца Тип-094 «Цзинь». В перспективе создание еще более мощной субмарины Тип-095 с 24 МБР. Кроме того, в строю более 60 дизель-электрических подлодок, большинство из которых новейшие. Из 51 китайских фрегатов 28 также построены недавно. И — в развитие нашей темы авианесущих кораблей — в перспективе строительство не вертолетоносцев (хотя, полагаю, и без них не обойдется), но полноценных больших авианосцев, после чего флот КНР выйдет на второе место в мире.
Во всяком случае уже в конце 2011-го должен выйти на ходовые испытания, а в 2012-м войти в строй флота авианосец "Ши Лан". На нем завершаются последние работы по установке радиолокационных станций, электронных систем управления и вооружения. "Ши Лан" — это бывший советский «Варяг». Он получил модернизированную артиллерийскую установку Type 730 (пушку калибра 30-миллиметров с вращающимся блоком из десяти стволов) и корабельный зенитный ракетный комплекс FL-3000N, способный поражать воздушные цели на дальности до 9 километров (пусковая установка на 24 ракеты).

Задачей "Ши Лан" станет подготовка летчиков и специалистов палубной авиации, а также обучение экипажей. И хотя на доработку и завершение испытаний палубного боевого самолета J-15, первый полет которого состоялся в августе 2009 г., потребуется еще несколько лет, нет никаких сомнений, что к моменту постройки первых чисто китайских авианосцев, экипажи, самолеты и летчики для них будут готовы, так как ведется большая работа в этом направлении.
До ввода корабля в строй подготовка экипажа будет идти на тренировочном комплексе, расположенном недалеко от города Ухань провинции Хубэй. Он представляет собой точную копию авианосца со взлетно-посадочной палубой и бетонной башней управления (любопытно, что он построен на крыше правительственного здания). Там будет идти обучение управлению взлетной палубой и правилам расстановки истребителей. С августа 2010-го также идет строительство двух наземных комплексов подготовки пилотов палубной авиации в провинциях Ляонин и Шэньси. А уж главное, морской опыт, летчики и экипажи получат в походах. Не думаю, что Китай строит авианосцы лишь для того, чтобы они годами ржавели в порту, как российский «Адмирал Кузнецов».
Китайская программа будет реализовываться в 2 этапа. На первом планируется построить от двух до четырех авианосцев, половина из которых будет готова уже к 2015-2016 году. На их основе к 2020 году будут сформированы авианосные группы. Водоизмещение кораблей, по разным данным, составит 50-55 тысяч тонн. На втором этапе планируется построить 2 авианосца водоизмещением 65 тысяч тонн каждый. На эти корабли будет установлена уже атомная силовая установка. В целом, ВМС Китая намерены сформировать от четырех до шести авианосных групп, которые будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Их заявленная цель — прикрытие корабельных соединений и поддержка десантных операций.
Что ж, зная возможности китайской экономики и последовательность руководства страны, можно понять тревогу Тайваня и беспокойство американцев — на Тихом океане появится флот, сопоставимый по силам с их тихоокеанским флотом! 11 американских АУГ - это, конечно, громадная сила, но они должны контролировать также и Атлантику, и Средиземное море и Индийский океан. Да, Китай — это всерьез и надолго…
И заметьте, если Россия закупает новейшие корабли и технологии, не развивая свои, то Китай, копируя поначалу чужие образцы, постепенно выходит именно в технологические лидеры. Не удивлюсь, если через несколько лет встанет вопрос о закупке китайских авианосцев для русского флота.
Юрий Кирпичев
Монреаль-Бостон

Tags: авиация
Subscribe

  • Сара

    Вот пусть Джонатана Ирвинга (Enigma fotos) ругают за излишнюю зафотошопленность, зализанность снимков. Но вот моделей это пожилой афроамериканец…

  • Kendra

    Всё по теме.

  • Victory

promo nickmix01 september 14, 2012 13:16 35
Buy for 20 tokens
<Хеди Ламарр это сценический псевдоним необыкновенной, удивительно красивой женщины. Сегодня она не очень хорошо известна как актриса и еще меньше как ученый. Красивая и умная - она не так хорошо известна как та же Грета Гарбо или Марлен Дитрих, но от этого она еще больше заслуживает внимания.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments