nickmix01 (nickmix01) wrote,
nickmix01
nickmix01

Categories:

Париж-Омск. История одного полёта 1926 года.


Сегодня разговоры об авиации и Омске, зачастую, сводятся к шуткам о международном аэропорту Фёдоровка. Но не всегда было так. У Омска интересная авиационная судьба – это и первый отечественный пассажирский реактивный Ту-104, и сталинские «шарашки», со всё тем же Алексеем Николаевичем Туполевым, и один из лучших истребителей Второй мировой войны Як-9.

Но есть ещё один интересный момент в судьбе Омска, связанный с международными перелётами. В 20-е и 30-е годы прошлого века дальние, рекордные перелёты были, своего рода, модным трендом. Дальние перелёты, рекорды скорости, высоты полёта – всем этим были наполнены иллюстрированные журналы, газеты, радио и новостные ленты всего мира. Перелёты совершали американцы, англичане, французы, итальянцы, немцы и, естественно, пытались не отставать и советские пилоты (СССР старался показать миру, что первая республика рабочих и крестьян может быть уж, по крайней мере, не хуже других). Чарльз Линдберг, Валерий Чкалов, Амелия Эрхарт – имена, знакомые многим, если не всем, но едва ли в России широко известны Люсьен Жирьи и Франсуа Анри Дордильи. Но именно эти два последних лётчика и являются связующим звеном между историей Омска и рекордными трансконтинентальными перелётами.

Французская авиация в то время была (или считала себя) одним из лидеров авиастроения и старалась показать это всему просвещенному сообществу. В 1922 году французской авиастроительной компанией Breguet (не стоит её путать с известной одноименной часовой маркой), принадлежащей пионеру воздухоплавания - Луи Шарлю Бреге, был создан лёгкий бомбардировщик-биплан Breguet XIX. Самолёт не отличался ни высокой скоростью, ни высотными характеристиками, зато был построен не из дерева, а из дюралюминия. Даже часть обшивки была не из привычного тогда перкаля (хлопчатобумажной ткани, пропитанной различными лаками), а из гофрированного алюминия. Кроме того, самолёт был достаточно надёжен и прост в эксплуатации было выпущено более 2700 экземпляров. Экипаж состоял из двух человек – командира и лётчика-наблюдателя. Наряду с военной строились гражданские версии самолёта и, даже "Гран рейд" (Br.19GR), баки которых вмещали в 7 раз больше топлива, чем стандартная версия, что позволяло совершать дальние перелёты. Именно эти версии начали использоваться для установки рекордов дальности перелётов - в Токио, Шанхай, Леопольдвиль (Киншасу).

И вот в 1926 году капитану авиации Люсьену Жирьи (Lucien Girier) и лейтенанту Франсуа Анри Дордильи (François Dordilly) пришла идея совершить дальний беспосадочный перелёт в экзотический СССР, с которым недавно были установлены дипломатические отношения. В качестве точки отправления был избран парижский аэропорт Ле Бурже, а точкой назначения – ОМСК. К полёту был подготовлен Breguet XIX 1685 GR.

Карта перелёта Париж-Омск

14 июля 1926 года, в 5-30 утра запускается 12-цилиндровый двигатель «Hispano-Suiza», мощностью 500 л.с. Капитан Жирьи заявляет – «Мы хотим прибыть в Омск!» и самолёт отрывается от земли. В 05-45 под крылом самолёта уже пейзажи Франции – Реймс, Арденны, в половине восьмого утра самолёт уже проносится над широким Рейном, затем пересекает Саксонию. 13-30 – под крылом самолёта прекрасная Висла, Жирьи и Дордильи пролетают тридцатью километрами южнее Варшавы (оставляя вне поле зрения крепостные сооружения вокруг польской столицы). И вот они пересекают границу СССР, в 17-30 пролетают над Смоленском, где им навстречу взлетает советский самолёт, для того чтобы идентифицировать французский аэроплан, и пролетает в каких 100 метрах от борта французов. 20-15 – лётчики видят вспышки от трамвайных пантографов и не сильно освещённый город – это Москва, столица Союза ССР. В 22-15 они пролетают над Нижним Новгородом и удивляются активности города в столь поздний час. Ближе к Уралу – мощная облачность, дождь и ветер - самолёт снижается с 3 000 до 1500 метров, летит вдоль рек. Иногда самолёт снижается до 50 метров (восьмидесятикилометровый участок полёта прошёл именно так), распугивает стада и удивляет местных жителей. Наконец они пересекают Южный Урал и пролетают над Троицком. И вот долгожданный ориентир – Транссиб. Они летят вдоль «благословенной железнодорожной магистрали» - погода за Уралом стала ещё хуже, в 9 утра пролетают над городом, построенном в европейском стиле с красивой станцией – это Петропавловск. Топлива мало - 200 литров топлива, 150 литров, 100 литров, 50 литров и вот огромный город, с прямыми улицами и мутной рекой – ОМСК! В баке 20 литров из 2900, с которыми 29 часов назад лётчики отправились из Франции.

Омичи встречают французских пилотов, 15 июля 1926 года

13-30 по Парижскому времени. Пилоты с трудом вылезают из самолёта – ноги и спина затекли. Лётчики отправляют восторженную телеграмму во Францию – они побили мировой рекорд дальнего беспосадочного перелёта в тяжелейших метеоусловиях. Полёт, длиной 4716 километров завершён.

Омичи с радостью встречают гостей и в течении пятидневного отдыха показывают им всё, что могут. 17 июля их даже принимают в Авиахим РСФСР.


Членский билет Авиахим РСФСР Франсуа Дордильи

21 июля Жирьи и Дордильи отправляются во Францию, но обратный полёт не так-то и прост - им приходится сесть в Челябинске, чтобы переждать бурю. 23 июля они прилетают в Москву, встречаются с послом Франции и руководителем Авиахима РСФСР Валентином Зарзаром.


Встреча в Московском аэропорту с главой Авиахима Валентином Зарзаром и послом Франции в СССР Жаном Эрбетом

Встреча в героев в Париже

Оборотная сторона фотографии
И лишь 29 июля, проведя ещё 16 часов в полёте они прибывают в Париж, где их встречают как героев. Но рекорд продержался всего лишь месяц и был побит 31 августа 1926 во время перелёта Париж – Бендер-Аббас.

Удивительно, но самолёт сохранился – он был перестроен, удлинён на метр, получил новый двигатель и большие по вместительности баки и получил имя – «Nungesser-Coli», в честь погибших французских авиаторов. Именно на нём был совершён рекордный Трансатлантический перелёт, протяженность 57 000 километров. Сейчас самолёт находится на реставрации в парижском Музее авиации и космонавтики.



Вот такая удивительная и малоизвестная история, связывающая Омск, Францию и авиацию.
Tags: Омск, СССР, история, фото
Subscribe

  • …да будь ты хоть астронавт

    Система. Она бездушна, бессмысленна и логична в своём безразличии. И неважно, в какой ты стране живёшь. Система везде. Именно с этим столкнулся…

  • Автомобиль — любовь до гроба или …гроб?

    Поднимаясь на корабль, который должен был доставить её в гости к американским родственникам, юная кубинка Аврора не подозревала, насколько необычной…

  • Пресвитерианский министр в Омске, 1918 год

    Для омских историков я, наверное, "открываю Америку". Но на сайте Миннесотского университета в Миннеаполисе (в том самом, где начались недавние…

promo nickmix01 september 14, 2012 13:16 35
Buy for 20 tokens
<Хеди Ламарр это сценический псевдоним необыкновенной, удивительно красивой женщины. Сегодня она не очень хорошо известна как актриса и еще меньше как ученый. Красивая и умная - она не так хорошо известна как та же Грета Гарбо или Марлен Дитрих, но от этого она еще больше заслуживает внимания.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • …да будь ты хоть астронавт

    Система. Она бездушна, бессмысленна и логична в своём безразличии. И неважно, в какой ты стране живёшь. Система везде. Именно с этим столкнулся…

  • Автомобиль — любовь до гроба или …гроб?

    Поднимаясь на корабль, который должен был доставить её в гости к американским родственникам, юная кубинка Аврора не подозревала, насколько необычной…

  • Пресвитерианский министр в Омске, 1918 год

    Для омских историков я, наверное, "открываю Америку". Но на сайте Миннесотского университета в Миннеаполисе (в том самом, где начались недавние…