nickmix01 (nickmix01) wrote,
nickmix01
nickmix01

Categories:

ТУМ-975 - малыш из коммунхоза

Истории я не знаю, практически, совсем. Всё удивлялся, вот почему в других государствах есть малогабаритная коммунальная техника, а у нас нет. И тут, рассматривая каталог ВО "Автоэкспорт" натыкаюсь на это чудо - ТУМ-975.

А дальше...
В середине 50-х годов прошлого века в Москве на волне призывов сделать главный населенный пункт нашей родины «по-коммунистически образцовым» была предпринята попытка создать малогабаритную коммунальную машину для всесезонной уборки тротуаров и дворовых территорий. Опытные образцы автомобиля ТУМ (тротуароуборочной машины) появились в 1956-57 годах благодаря усилиям конструкторского бюро Экспериментально-механического завода Мосгорисполкома, кузовного предприятия «Аремкуз» и других столичных авторемонтных заводов, входивших в то время в систему жизнеобеспечения столицы.

С 1964 г. в распоряжение домоуправлений и жилищно-эксплуатационных контор Москвы стали поступать ТУМ-975, разработанные на Заводе автомобильных кузовов Минавтопрома СССР, производство которых было освоено на предприятии «Красный путь» МПС СССР. Новая машина с минимальным радиусом поворота предназначалась для уборки привокзальных площадей и перронов. Это было оригинальное трёхколёсное шасси с отапливаемой кабиной, двигателем от автомобиля «Москвич» (сначала 407-й модели, а затем 408-й), передним ведущим мостом и задним сдвоенным управляемым колесом. Двигатель, расположенный за кабиной, и агрегаты закрывались грузовой платформой, представлявшей собой единую с кабиной конструкцию. Базовое шасси специальной конструкции имеет передние ведущие колеса и заднее сдвоенное управляемое колесо. В передней части сварной рамы установлена закрытая со значительным остеклением кабина водителя, имеющая систему отопления и вентиляции. За кабиной водителя на раме под прямым углом к ее продольной осн установлен двигатель автомобиля Москвич-407, обеспечивающий перемещение шасси и работу специального оборудования. К картеру сцепления прикреплен раздаточный; редуктор, с помощью которого передается крутящий момент ведущим колесам, а также отбирается мощность для привода основных рабочих органов. Первичный вал редуктора обеспечивает вращение шкиваклиноременной передачи, используемой для привода вентилятора подметально-уборочного оборудования в летний период и механизма пескоразбрасывающего оборудования в зимний период.
Привод гидронасоса производится от вторичного вала, выходной вал редуктора снабжен цепной передачей, которая обеспечивает привод снегоочистительной щетки в зимний период или подметальной щетки в летний период. Кроме того, второй конец выходного вала через конический редуктор, карданный вал, коробку передач передает вращение лотковой щетке подметально-уборочного оборудования. Рулевое управление шасси, а также главная передача к ведущим колесам использованы от автомобиля УАЗ-69.
Машина предназначалась для зимней и летней уборки, зимой на неё устанавливалось плужно-щёточное и пескоразбрасывающее оборудование, а летом – подметально-уборочное. Подъём и опускание рабочих элементов оборудования осуществлялось с помощью гидроцилиндров. В 1963 г. на Заводе автомобильных кузовов была выпущена опытная партия этих машин (10 ед.), а серийный выпуск начался на заводе «Красный путь», где до 1984 г. ежегодно изготавливалось по 30 ед. ТУМ-975.

Концепция коммунального спецавтомобиля, независимо от его базы, оставалась неизменной: это было самоходное шасси с набором сменных навесных и прицепных рабочих приспособлений, выполненное по трехколесной схеме – передний мост ТУМа являлся ведущим и имел два колеса с пневматическими шинами, а управляемой была задняя ось, оснащенная одним сдвоенным колесом. Машина получила раздаточную коробку с тремя выходными валами для передачи мощности и располагала шестью скоростями для движения вперед и двумя – назад.
Конструктора считали, что ТУМ запросто сможет работать на благо жителей столицы круглогодично. Поэтому его укомплектовали не только летними, но и зимними рабочими органами. К последним относились прежде всего плуг, щетка и пескоразбрасывающий механизм. Сварной стальной плуг находился в передней части машины. Отвал плуга был связан шарнирным четырехзвенником с рамой, закрепленной на установочной плите. Гидроцилиндр поворачивал отвал влево и вправо по ходу машины. Плуг поднимался и опускался вместе с установочной плитой. Зимняя щетка, приводившаяся в действие от смонтированной на раздаточной коробке цепной передачи, располагалась между передними и задними колесами. Ее поворот, подъем и опускание осуществлялись посредством гидроцилиндра. Мог ТУМ комплектоваться и снегоочистительным ротором. В этом случае ширина убираемой полосы достигала 1400 мм, толщина убираемого слоя – 600 мм, а дальность отброса снега составляла 15 м.

Основным потребителем ТУМ-975 стало городское хозяйство Москвы, правда, определенное количество этих транспортных средств поступило и в распоряжение железнодорожных вокзалов, причем не только столичных. Но век этого маленького автомобиля с большим набором возможностей оказался недолгим, чему было несколько причин. Во-первых, конструкция машины оказалась достаточно сложной, и вскоре появились проблемы обслуживания. Во-вторых, зимой ТУМ мог лишь сметать снег щеткой или сдвигать его плугом в сторону, однако для сбора и вывоза его с тротуаров и из дворов аналогичных миниатюрных транспортных средств не имелось, а значит, неминуемым было массовое использование ручного труда дворников. Наконец, ТУМ базировался на морально устаревшем шасси, а потому его уже вскоре потребовалось бы адаптировать к новым малолитражкам, что опять-таки требовало капиталовложений.

Вот почему Москва пошла по более простому, накатанному пути – малогабаритные коммунальные машины город больше не производил собственными силами, а импортировал. В конце 70 –начале 80-х годов, в частности, были приобретены большие партии «Унимогов» и «Мультикаров», а о ТУМах вскоре забыли и больше не вспоминали.
Самое занятное, что живые экземпляры есть до сих пор.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Троллейбус в Боготе голосом "Международной панорамы"

    Заметка из газеты "Омская правда" 1971 года. Оставлю в сторону вопрос о том, где Омск, выпуск троллейбусов и Южная Америка. Просто представляю,…

  • 1957 Imperial

    1957 год, самый успешный за всю историю Imperial. 37 593 автомобиля нашли своих владельцев. Цены варьировались от $ 4 736 до $ 5 743. Для…

  • Дом Ричарда Уайли

    Если советскую жизнь 1950-х мы знаем из семейных историй, воспоминаний, то как жили американцы того времени мы можем узнать из фотографий,…

promo nickmix01 september 14, 2012 13:16 35
Buy for 20 tokens
<Хеди Ламарр это сценический псевдоним необыкновенной, удивительно красивой женщины. Сегодня она не очень хорошо известна как актриса и еще меньше как ученый. Красивая и умная - она не так хорошо известна как та же Грета Гарбо или Марлен Дитрих, но от этого она еще больше заслуживает внимания.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Троллейбус в Боготе голосом "Международной панорамы"

    Заметка из газеты "Омская правда" 1971 года. Оставлю в сторону вопрос о том, где Омск, выпуск троллейбусов и Южная Америка. Просто представляю,…

  • 1957 Imperial

    1957 год, самый успешный за всю историю Imperial. 37 593 автомобиля нашли своих владельцев. Цены варьировались от $ 4 736 до $ 5 743. Для…

  • Дом Ричарда Уайли

    Если советскую жизнь 1950-х мы знаем из семейных историй, воспоминаний, то как жили американцы того времени мы можем узнать из фотографий,…