nickmix01 (nickmix01) wrote,
nickmix01
nickmix01

Categories:

Загребская ярмарка 1947 года — забытый успех СССР


1947 год, уже два года как закончилась Вторая Мировая Война. И год, как прозвучала знаменитая Фултонская речь Уинстона Черчилля и нарастающее ощущение разлада бывших союзников становилось всё большей реальностью.
5 июня 1947 года, выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Маршалл предложил свой план послевоенного восстановления Европы, получивший затем название план Маршалла.
15 августа — Индия получила независимость от Британии, 14 октября американский лётчик-испытатель Чак Йегер впервые превысил на реактивном самолёте Bell X-1 скорость звука в управляемом горизонтальном полёте, 23 декабря в СССР День Победы 9 мая объявлен обычным рабочим днём.
Весь год шли упорные сражения КПК и Гоминьдана и было уже понятно, что Мао выходит победителем, в Индокитае Французы начали одерживать свои очередные "пирровы победы".
В США готовилась к поркату "Леди из Шанхая" — очередной непонятый шедевр Орсона Уэллса, а в кинозалах СССР гремели "Подвиг разведчика" и "Весна".
Мир жил своими привычными заботами, пытался выстроить новую мирную жизнь. Неотъемлемой частью такой жизни всегда были выставки. Совершенно разноплановые. Так в Филадельфии урбанисты (слова такого матершинного тогда ещё не говорили, но мы-то знаем…) представляли видение города будущего.

Выставка Город будущего в Филадельфии

Выставка Город будущего в Филадельфии

Выставка Город будущего в Филадельфии

Выставка Город будущего в Филадельфии

В Лондоне, в котором ещё не была отменена карточная система, представляли кухни будущего — на выставке была даже одна из первых микроволновок.

Выставка в Лондоне

Выставка в Лондоне

Выставка в Лондоне

Marshall Field & Company в Чикаго представляли мир американского настоящего — с холодильниками, стиральными машинами, посудомоечными машинами и готовыми образами современных кухонь и квартир…

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

Marshall Field & Company в Чикаго

СССР тоже не отставал, правда его выставки, в первую очередь преследовали цель е продать, а поразить, впечатлить. В Лондоне и Праге образ Сталина "парил" над выставляемыми изображениями советского мира.

Советская экспозиция в Праге

Советская экспозиция в культурном центре СССР в Лондоне

Но всё это предисловие к одной очень интересной выставке — Загебской международной ярмарке 1947 года.
Идея ярмарки в Загребе появилась у хорватских предпринимателей и банкиров ещё в начале 20 века, а уже в 1909 году первая выставка открыла свои двери. В течении 30 лет выставка служила одним из основных способов продвижения новых товаров на рынки, давала возможность жителям Югославии ознакомится с новинками европейских (в первую очередь немецких) и американских производителей. В 1941-42 году марионеточное Независимое государство Хорватия поводило ярмарки, направленные, скорее, не на торговлю, а на пропаганду. В 1945 году Загребская ассамблея задалась целью восстановить традицию и провести выставку. Вновь назначенное руководство ярмарки начало рекламную кампанию по привлечению государственных и частных компаний для организации первойпослевоенной ярмарки под лозуногом "Пропаганда восстановления страны". Были планы организации двух специализированных выставок — "Советская экономическая выставка" и "Истрийская экономическая выставка". Но эти попытки не увенчались успехом — новая власть не приветствовала инициативу, шедшую не от неё. Да и Загребская ассаамблея в 1946 году была распущена — на смену ей пришли коммунистические органы. В конце 1946 года было принято официальное решение возобновить Загребскую ярмарку, к её организации был привлечён Югославский МИД, основной упор делавший на "страны народной демократии".
Несмотря на изменившиеся социальные и политические обстоятельства, руководство Ярмарки пыталось восстановить, помимо контактов с центральными органами стран советского блока, сотрудничество с участвующими с довоенных времен странами. Однако разделение мира на два противоборствующих блока и принадлежность Югославии к социалистическому блоку сыграли свою роль в первоначальном интересе, проявленном странами к выставке — страны Западной Европы не стремились участвовать в Загребской ярмарке. Исходя из этого, самые большие надежды были направлены на СССР и страны "народных демократий", к которым относились особым образом. Так, по просьбе Торговой палаты СССР руководство Ярмарки предоставило отдельный павильон. Венгрии были предоставлены отдельные выставочные помещения, а Чехословакии пришлось отремонтировать свою довоенный павильон, построенный в 1938 году на собственные средства. Даже Албания должна была представить свою продукцию — впервые в истории. Хотя западные страны были приглашены принять участие, политический антагонизм и различия в социальной системе сделали их реакцию неопределенной. Участие в первой послевоенной ярмарке в социалистической Югославии имело не только экономическое, но и политическое значение. А именно, традиционная (до 1948 года) опора югославского коммунистического руководства на СССР, несомненно, повлияла на отсутствие части довоенных традиционных участников, таких как Германия.
Ярмарка была организована на площади почти в 8000 квадратных метров, 12 павильонов, 17 стран-участниц
731 югославская фирма, 53 зарубежных компании — весьма успешно, даже по нынешним временам. Кроме стран "народных демократий" участие приняли Великобритания, Испания, Швейцария и Бельгия. Ярмарка шла 10 дней — с 31 мая по 9 июня 1947 года. За 12 дней её посетило 258 000 человек.

Советский павильон с огромными неоновыми буквами СССР на Загребской ярмарке

Павильон СССР доминировал на ярморочном поле, хотя Польша, Чехословакия и Болгария со своими павильонами тоже выглядели достаточно неплохо, хотя павильоны Чехословакии и Болгарии, в сравнении с их парижскими павильонами — были значительно хуже и по представленным экспонатам, и по участникам. Отмечалось, что из западных стран ярче всех выглядели швейцарцы, котороые "старались изо всех сил".
Глава Правительства Хорватии Владимир Бакарич в книге отзывов советского павильона написал: "Первая выставка советской продукции в нашей стране оставляет незабываемое впечатление. Выбор и организация этой выставки доказывают высокий стандарт производства, а также организации. Мы должны учиться у великого СССР, учиться и учиться", и "на наших ярмарках не было страны, которая до этого смогла бы открыть нашим посетителям новый мир, мир социализма. Не было ни одной страны, экспозицию которой с радостью увидели бы глаза сотен тысяч рабочих".

ЗИС-110В доминировал в центре Советского павильона на ярмарке
Tags: 40-е, Россия, СССР, выставка, дизайн, история, история авто, история. фото, ссср
Subscribe

Posts from This Journal “40-е” Tag

promo nickmix01 september 14, 2012 13:16 35
Buy for 20 tokens
<Хеди Ламарр это сценический псевдоним необыкновенной, удивительно красивой женщины. Сегодня она не очень хорошо известна как актриса и еще меньше как ученый. Красивая и умная - она не так хорошо известна как та же Грета Гарбо или Марлен Дитрих, но от этого она еще больше заслуживает внимания.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments