Невыученные уроки: Datsun


1967 Datsun 1300
Это сейчас при слове Datsun, у нас ничего кроме унылого выражения на лице не появляется. Да и что ещё могут вызвать эти братья Лады Гранта, бегающие в окраске "Яндекс. Такси".
В общем-то, в 1950-х у Nissan был достаточно близкий к этому имидж. Компания производила грузовички для рынка Японии, но одномоментно ей повезло получить заказы от ООН, а по сути, от армии США, на поставку малотоннажных грузовиков для Корейской войны. Появившиеся от войны финансы принесли проблемы — забастовки рабочих, не особо приветствовавших "кровавые деньги", но вместе с этим появились новые идеи и взаимоотношения. Удача с лицензионным производством моделей английского Austin удачно слилась с азартом руководства и подтолкнула кампанию на авантюру — захват американского рынка. В 1958 году команда Datsun во главе с Ютака Катаяма выиграла на Datsun 1000 (он же PL210, он же Austin A50 Cambridge, в девичестве), прозванный "Fuji-Go" австралийскую гонку Mobilgas Trial.


Datsun 1000 (он же PL210, он же Austin A50 Cambridge, в девичестве)
И в этот же год Nissan, опираясь на успешный опыт продаж в США Mitsubishi — они даже на американский рынок заходили через Mitsubishi International Corp., начал продавать свои легковые автомобили под брендом Datsun. В апреле 1958 года Кеиджи Уно, управляющий подразделением зарубежных продаж, Теичи Хара, заместитель руководителя отдела дизайна и Шин Маки, инженер-технолог приплыли в Лос-Анджелес. Первый выход на рынок США обошелся компании в два передних зуба инженера Шина Маки — врезавшегося в лобовое стекло во время тестов в Калифорнии. Забавно, что при этом машинка смогла победить в соревнованиях по драг-рейсингу Volkswagen Beetle на автостраде Сан-Диего.
Маки не хотел, чтобы руководство Nissan узнало об аварии, поэтому он не придумал ничего лучшего, как… вставить вместо недостающих зубы в жевательную резинку. Но "зубы" не справились с поставленной задачей во время выступления перед менеджментом в Токио, предательски вывалились. Президент Nissan Катсуджи Кавамата спросил Маки: "Какого черта ты делаешь?"
Маки и его руководству в американской поездке пришлось рассказать всё как было и извинится за инцидент, который они считали позорной аварией. Но их беспокойство было необоснованным. Кавамата и Правление быстро дали добро на продажу автомобилей в США. И 37-сильный Datsun вышел на американский рынок по цене в $1616.
Американский автомобильный журнал Road & Track взяв на тест Datsun 210 отозвался о нём, как о "меланхолическом" автомобильчике.

Datsun 1959 — вся линейка для рынка США
Datsun повезло, как это ни странно звучит, в том, что они зашли на рынок в период "рецессии Эйзенхауэра". В это время вырос спрос на недорогие, неприхотливые автомобильчики с малым расходом топлива. Американским потребителям предлагались три модели — Datsun Sedan — $1616, Datsun Estate Wagon — $1818, Datsun Pickup Truck — $1588.
К калифорнийскому дилеру Datsun (одному из четырёх в США — кроме Калифорнии, машину можно было купить на Гавайях, в Техасе и Нью-Йорке) Рэю Лемке пришёл бывший моряк Ричард МакКатчен и чуть ли не силой заставил продать ему самый первый пикап Datsun в Америке. Лемке уступил … и сразу же понял, что у него не будет другой модели для показа в течение следующих трех месяцев. Это было вдвойне обидно, потому что у маленького Datsun практически сразу появились поклонники среди садоводов, фермеров и мелких предпринимателей, которым нравился этот маленький экономичный пикап, способный перевезти четверть тонны.

Datsun Fairlady SPL212
Японцы не остановились на достигнутом и, глядя на опыт своих старших английских товарищей, в 1960 году представили на американский рынок Datsun Fairlady SPL212. Под обтекаемым стеклопластиковым кузовом прятался всё тот же Austin.
В начале 1960-х Datsun обзавёлся штаб-квартирой в Гардене, штат Калифорния, а президентом американского подразделения стал Ютака Катаяма. В 1962 году в США стал продаваться Datsun Bluebird PL310 с рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 1,2 л с мощностью 48 л.с. К 1962 году продажи в США достигали весьма скромных 2629 экземпляров, да и те, во многом, из-за энергичных действий Катаямы, который сам ходил по домам, разговаривая с японскими иммигрантами и фермерами, рассказывая о достоинствах марки и давя на патриотизм. А его заместитель, Соати Кавасоэ, инженер по диплому, постоянно сам занимался ремонтом и отладкой машин, стараясь показать своим примером, что усилия каждого могут пойти на пользу бренду.

Datsun Patrol с Роем Роджерсом
Развивать бизнес без рекламы сложно, практически невозможно, а с ограниченным бюджетом, сложнее в двойне. Но Datsun повезло за относительно скромные деньги привлечь Роя Роджерса — поющего ковбоя в свою рекламную компанию новинки — мощного Datsun Patrol со 145-сильным 4-литровым рядным шестицилиндровым двигателем.
В 1963 году Fairlady обновился — с новым 85-сильным двигателем и металлическим кузовом этот двухместный родстер приоткрыл новое направление для фирмы.
Но поистине удачей стало появление обновлённого Bluebird со стальным кузовом, разработанным Pininfarina. Новые четырехдверный седан и универсал Bluebird с комфортным салоном, достойной коробкой передач и бодрым, экономичным двигателем, наконец, завоевали популярность в Америке. Продажи Datsun в 1966 году достигли 29 239 штук — выросли в десять раз всего за четыре года.

1968 Datsun 510

1978 Datsun 510

1978 Datsun 510
В конце 1960-х появился Datsun 510 — результат долгого спора бывшего гонщика Катаяма и менеджмента головной компании. Катаяма был уверен, что приемистое спорт-купе с хорошими тормозами и комфортным салоном, в котором можно ездить не только с девушкой за город, но и в магазин за покупками, и на работу — это то что нужно. И с Datsun он не прогадал.

1970 Datsun 240z
Следующим шагом было появление 240Z. Из-за относительно низкой цены, в сравнению с другими иностранными спорткарами того времени, 240Z получил ошеломительный успех в США.
В 1970 году Datsun начал продаваться в США 1200 Sunny, предназначенный конкурировать с Toyota Corolla. Чтобы понять, что значила эта модель для компании, просто отметим — 60% продаж! Datsun 1200 получил переднюю подвеску MacPherson с дисковыми тормозами и экономичным 1,2-литровым двигателем. В ноябрьском номере журнала Road & Track отмечалось, что это не только достаточно удобный, но и самый дешёвый автомобиль на рынке — $1866, представленный на рынке не только седаном, но и купе, универсалом и пикапом. По оценке правительства Datsun 1200 был самым экономичным автомобилем в Соединенных Штатах в 1973 году — с расходом в 8,2 л на 100 км в смешанном режиме и 6,21 л на трассе.

В Северной Америке (США и Канада) продавалось в среднем по 44 000 автомобилей Datsun 1200 каждый год в течение трех модельных лет, 1971–1973, что было очень и очень хорошим показателем.

Когда в 1973 году разразился нефтяной кризис, компания провела рекламную акцию — "Datsun спасает", совершив "автопробег" от Атлантического до Тихого океана и раздавая оставшимся без горючего владельцам "прожорливых американцев" брендированные оранжевые канистры.



Datsun в 1970-х нашёл свою нишу — недорогие, относительно небольшие экономичные автомобили, пикапы (их продажи постоянно шли вверх) и недорогие спорткары — Datsun 240z, а затем Datsun 260z и Datsun 280z.
В начале 1980-х на американский рынок вышла Maxima — 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель, дисковые тормоза на все колёса и автоматическая коробка передач в стандартной комплектации.


В 1984 году, когда бренд Datsun прочно обосновался на рынке США, в Nissan решили, что пришло время продавать свои автомобили под брендом Nissan. И Datsun исчез с шильд. Но это было дорогостоящее решение. Смена указателей в 1100 дилерских центрах Datsun обошлась в $30 000 000. Изменение маркетингового слогана "Datsun, мы за рулем!" на "Имя Nissan" обошлось в $200 000 000. Ну и "вишенкой на торте" были $ 50 000 000 на рекламу Datsun, уже после ребрендинга. В общем, это была весьма оригинальная трата $ 500 000 000 …
И теперь, глядя на проезжающие MiDo/OnDo, не будьте жестоки к этим хилым потомкам интересной и поучительной истории.





























Recent Posts from This Journal

  • Окей, бумер!

    Фраза "OK, boomer" или по-русски, "Окей, бумер" стала очень часто звучать (уж если до меня дошла!). Как обычно война поколений и…

  • Реклама Pall Mall 1957-61

    Pall Mall для рекламной компании в глянцевых журналах в течение пяти лет обращалась к художнице Диснея - Мэри Блэр. Уж сложно сказать, совпадение…

  • У кого авто - у того и сила?

    Каждое утро я отвожу Валеруна в школу. И каждое утро на Ангарской одна и та же история. На узких тротуарах стоят машины, а дети идут по дороге. И…

promo nickmix01 september 14, 2012 13:16 35
Buy for 20 tokens
<Хеди Ламарр это сценический псевдоним необыкновенной, удивительно красивой женщины. Сегодня она не очень хорошо известна как актриса и еще меньше как ученый. Красивая и умная - она не так хорошо известна как та же Грета Гарбо или Марлен Дитрих, но от этого она еще больше заслуживает внимания.…
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Авто.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Вполне симпатичные автомобили,мне они нравятся)))
Машины никакие, но история - хороша!
Z серия хороша, зря ты! А уж рисунки Дали и Херда - шик же!
Я на него живьём смотрю последнее время и... Нет.
Однажды видел машинку с обоими шилдиками - nissan - datsun, думаю, переходный момент. А сын сейчас катается на z350, поездил полгода и больше чинить не хочет, продает.
Ненастоящие они японцы какие-то, но стараются, стараются... сколько десятилетий уже.
Так они и не совсем японцы уже. С Рено связались))) А качество французов - известное дело.